Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Календарь
Архивы

Божественное Откровение о сотворении человека.

hqdefault(цитаты из Библии, святых отцов и современных  богословов )

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою

 

«Бог Слово, взяв часть новосозданной [1]земли, бессмертными руками составило мой образ и уделило ему жизни, потому что послало в него дух, который есть струя невидимого Божества.»

 

Библейская Книга Бытия содержит подробное повествование о сотворении человека. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». (Быт. 2, 7). Согласно этим словам Библии, сущность человека изначально сложна. В ней есть нечто сродное и с животным миром, — то, что взято из праха[2]. И нечто богоподобное, — то, что Бог вдунул в лицо человека Своим дыханием. Первое называется телом, а второе — душой.Екклесиаст: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Екк. 12, 7).

         «Как Бог сотворил первых людей

Бог сотворил человека иначе, нежели прочих тварей. Пред творением его Бог, в Пресвятой Троице, утвердил Свое желание, Он сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему».

И создал Бог человека из праха земного, то есть из вещества, из которого был создан весь вещественный, земной мир, и вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему; и стал человек с бессмертною душою. Этим «дуновением Божиим» или бессмертною душою и отличается человек от всех остальных живых тварей.» [3]

« Творение происходило так: Господь взял из необработанной, девственной земли, не орошаемой дождями, тончайший прах [4] и сотворил из него тело, и вдунул в лицо его дыхание жизни. Так первозданный человек стал душой живой, включающей все жизни тварного мира и причастной сиянию Бога.

Уровень научных знаний, которым располагали люди несколько тысячелетий назад (когда писалось Божественное Откровение пророком Моисеем) не позволял людям понять, что все живые существа можно разложить на простые вещества –элементы, которые есть и в неживой природе.

«Ибо человек, — по верному слову свят. Филарета Московского, — действительно совокупляет в себе жизнь растений, животных и ангелов, жизнь временную и вечную, жизнь по образу мира и по образу Божию».

Бог дал человеку имя Адам («красная земля», или «подобие»), и если человек будет верен Творцу, то станет Его подобием, а если отступит — уйдет в землю. На языке еврейском Адам – это то же, что по-латыни «земля пламенная» Большинство толкователей переводили имя Адама как «земля» . Вместе с тем, предлагаемый Иларием латинский перевод греческого оборота как terra flammea не совсем обычен, и скорее всего, должен пониматься как указание на цвет («огненно-красный»), а не на субстанцию этой «земли». Иероним, знакомый с этой этимологией, переводит соответствующий оборот как terra rubra («рыжая земля»). (Иларий Пиктавийский)

 

Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «Должно знать, что человек и имеет общее с неодушевленными предметами, и участвует в жизни бессловесных существ, и получил мышление существ, одаренных разумом. Ибо с неодушевленными предметами он имеет общее со стороны своего тела, потому, что соединен из четырех стихий; а с растениями, как в этом отношении, так и со стороны силы питающей и произращающей, и заключающей в себе семя или способность рождать; с бессловесными же существами имеет общее и в этом, а сверх того, и в отношении к желанию, то есть гневу и похоти, и в отношении к движению, соответствующему побуждению… Через посредство разума человек соединяется с бестелесными (ангелами) следуя за добродетелями, и любя благочестие — вершины добродетелей; посему человек и есть малый мир». Итак, в нас соединились не одна и не две, а все виды жизней.

 

По учению Церкви человек сразу одномоментно получил и тело и душу бессмертную, «нетварная благодать включена в самый творческий акт, и душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать — это дыхание Божие, «божественная струя», животворящее присутствие Духа Святого».

Бог берет не просто землю, но «прах», тончайшую, так сказать, часть земли, и этот самый «прах земной» своим повелением превращает в тело. Как самую сущность земли произвел Он из небытия, так и теперь, когда восхотел, «прах земной» превратил в тело. Бог предвидел будущее как настоя­щее. Так как он предвидел, что человек должен уме­реть и превратиться в прах, то Он в самом творении на­перед указал надежду воскресения. Он берет персть от земли, дабы ты, когда увидишь в гробу прах, знал, что Тот, Кто создал то, воскресит и это.

«Такой грубый образ речи употребил (Моисей) потому, что говорил людям, которые не могли слышать его иначе, как это возможно нам; и для того еще, чтобы показать нам, что человеколюбию Божию угодно было – этого, созданного из земли, сделать причастным разумного существа души» (Св. Иоанн Златоуст)

 

Преп. Серафим Саровский утверждает, что то, что было создано из персти земной, было целостным человеческим естеством – тело, душа и дух (здесь «дух» – высшая часть души) – а что было вдунуто в это естество, было благодатию Духа Святаго : «Вот, например: многие толкуют, что когда в Библии говорится – вдунул Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от персти земной (Быт. 2:7), что будто бы до этого не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная из персти земной.

Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как святой апостол Павел утверждает, да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествии нашего Иисуса Христа. И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям.»

Святые Отцы настаивают на том, что сотворение человека не следует понимать хронологически; скорее, это онтологическое описание, говорящее о составе человека, а не о хронологическом порядке его появления. Само творение человека – и тела, и души его, вместе с благодатию, в которой человек был создан, – было мгновенным.

Как предшествующее образование тела человека из земли, так и настоящее одухотворение его Богом нельзя понимать в грубо чувственном смысле: в том виде, что сначала будто бы Бог вылепил из глины фигуру человека, а затем взял ее в руки и дунул на нее. Все подобные места, по совету блаженного Феодорита, должно истолковывать «богоприлично» , т. е. сообразно с величием, святостью и духовностью Бога. В частности, и настоящее место надлежит изъяснять так, что внешний облик человека возник из земли по творческому глаголу Всемогущего.

«Отцы указывали сходство в чудесном сотворении Адама из необработанной земли с девственным рождением Сына Божия.

Отцы подчеркивали, что сам акт творения не имел временной длительности и тело было одушевлено Божественным вдуновением в тот же момент, в который было сотворено. И одновременно с сотворением души человек стал причастным божественной благодати.

Само человеческое тело первозданного, по учению Отцов, качественно отличалось от современного. Оно было более тонким, бесстрастным, не способным испытывать боль, не нуждающееся во сне и в пище, не извергающее из себя ничего. По словам преп. Серафима Адама ни вода не могла потопить, ни огонь сжечь, ни земля пожрать, ни воздух повредить и обладал он величайшей мудростью. Человеческая природа была устроена иерархично, и тело находилось полностью под контролем души, которая в свою очередь подчинялась Богу. Плоть Адама была окутана одеждой нетварных энергий Святого Духа и потому он был наг и не стыдился (Быт.2, 25». Священник Даниил Сысоев, кандидат богословия

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Это земля, первозданная, какая она была мы не можем знать, без примеси распада и тления как теперь, это было до грехопадения Адама и Евы.

[2] Прах – пыль или самые мельчайшие частицы первозданной земли. Для творения человека Бог взял первоэлементы, атомы и молекулы земли- мельчайшие частицы.

 

[3] Закон Божий Серафим Слободской http://e-libra.ru/read/200215-zakon-bozhij.html

 

[4] Мельчайшие частицы земли, пыль.(Пророк говорит с людьми, которые жили 3500 лет назад и еще не знали что такое атомы и молекулы, но язык Библии должен был быть понятен простым людям и детям)

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.